Дизайн — как все начиналось

Дизайн — как все начиналось

Дизайн, как искусство, стал восприниматься массами где-то с послевоенных лет. Во всем мире стала потихоньку вырисовываться система служб дизайна. Это были и конструкторские бюро , работающие на отдельных производственных предприятиях, и автономные художественные «ателье», занимающиеся разработкой серийных изделий для крупных отраслей.

Да. Именно трудности и ограничения военных лет создали потребность общества в чём-то красивом, даже, порой, манкируя функциональным. Возникла готовность масс переплачивать за краски упаковки, чем и не преминул воспользоваться большой бизнес, развивая дизайн, как неприложную часть производства. Реклама приобрела не информационный характер, а, скорее, вид давления на ассоциации потенциального покупателя. Этим и была обусловлена затяжная дискуссия об определении «профессия дизайнера». Каковы границы работы дизайнера? Его задачи? Можно ли дизайн называть искусством или отнести его только к области маркетинга, изучающего предпочтения публики и обращающего эти исследования в прибыль бизнеса?

Конечно, еще в 50-х годах этот вопрос подняли представители творческой интеллигенции. Востребованность профессии «дизайнер» требовала четкого определения её статуса. В конце концов, задачей дизайнера стало принято считать рекомендательный список специалистам, занимающимся производством. С подачи дизайнера корректируется внешний вид ассортиментного ряда продукции. Художник также вправе вносить изменения в конструкцию объекта, хотя, чаще всего, дизайнерское умение определяется тем, что художник на своем уровне только дорабатывает уже предложенную специалистами модель продукта.

Специалист имеет право носить гордое имя дизайнера , если он занимается рекламой, включающей в себя упаковку и продажу конечного продукта, что , в принципе, не ново для любого творческого человека. Ведь редкий художник пишет картины «в стол», любой хочет, чтобы его творение нашло ценителя и, желательно, за приличное вознаграждение. Пример удачного коммерческого дизайна — уже великий Энди Уорхол. Его этикетка к банке консервированного супа сегодня считается культовой и относится к разряду высшего искусства. Именно этот и другие подобные проекты принесли ему славу удачного художника-коммерсанта.

Ныне дизайн проник глубоко во все сферы жизни общества. Художники регулируют потребление, политику торговли, создают бренды, репутации фирмам, тесно взаимодействуют с телевидением и кинопроизводством. Художественное производство уникальных изделий, выпускающие штучный товар в виде фарфора, реквизита для театров и элитной мебели, также нуждается в услугах дизайнера. Правда, звание дизайнера удостаивается только тот, по чьим проектам будет запущено серийное производство для массовых продаж.