Предметно-пространственная среда нового поколения: дизайн и комфорт «умного» дома

Предметно-пространственная среда нового поколения: дизайн и комфорт «умного» дома

Первостепенной задачей дизайнера является формирование максимально комфортной предметно-пространственной среды как в интерьере локального помещения, так и в городских условиях. Само понятие «комфорт» в данном контексте трактуется как некий комплекс свойств окружающей среды, направленных на удовлетворение потребностей человека. Согласно общепринятым представлениям о комфорте, окружающее пространство должно быть технологичным и функциональным, не вызывать негативных эмоций и представлять собой единую композицию с точки зрения эстетики и гармонии. Достижение такого рода константы возможно только при условии разработки дизайна проекта предметно-пространственной среды на основе принципа междисциплинарности, то есть на сочетании элементов архитектуры и дизайна, эргономики и психологии и тд. Следовательно, единственно верным теоретическим решением проблем дизайнирования пространства являются методики, основанные на синтезе различных методов.

Этот качественно новый подход в дизайне интерьеров и городских микропространств вызван целым рядом объективных информационных, технологических, социальных и экономических процессов, кардинально изменивших мир на рубеже тысячелетий. Эти перемены значительно повлияли на систему ценностей постиндустриального общества, что привело к повышению требований к комфорту и утилитарности окружающей среды. Теперь, помимо базисных традиционных составляющих, таких как функциональная лаконичность и удобство в повседневном обиходе, на первый план выходят субъективные аспекты восприятия: эстетика формы и содержания, эмоциональная привлекательность, социальная и культурная аутентичность пространства.

В результате дизайнер вынужден работать с расширенными представлениями заказчика о фактическом отражении комфорта предполагаемого пространства, включающем в себя объективный (операционный) и субъективный (смысловой) аспекты восприятия.

Отвечая социальным запросам представителя нового поколения, предметно-пространственная среда прежде всего должна самостоятельно взаимодействовать с пользователем, вступая с ним в периодический диалог, направленный на достижение максимально возможного комфорта. Необходимость формирования соответствующего дизайна помещения, ориентированного на потребности пользователя, привела к появлению так называемых «умных» технологий и приборов, отзывающихся на поведение человека, его эмоциональное и физическое состояние.

Отдельные «умные» вещи уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь, расширив зону комфорта, но информационный прогресс и внедрение технологий искусственного интеллекта привел к следующему этапу модернизации, в рамках которой проектирование интерьеров «умных» домов и высокотехнологичных благоустроенных городских микропространств осуществляется с использованием новейших разработок в области архитектуры и дизайна.