Цвет как фактор зрительного комфорта

Цвет как фактор зрительного комфорта

Дабы создать благоприятные условия для функционирования органа зрения, стоит придерживаться следующих рекомендаций.

1. Прежде всего, нужно соблюдать определенную систему отношений яркостей. Так нижняя зона помещений всегда должна быть относительно темной (р=0,4-0,3), в то время как средняя несколько светлее (р=0,5-0,7). Самой светлой является светлая зона (р=0,8-0,9). Поскольку естественной среде свойственно именно такое распределение яркостей, оно более всего привычно для человека. К примеру, по слишком светлому полу ходить не совсем приятно, ведь он вызывает ощущение хрупкости. Также лучше избегать и сильных яркостных контрастов. Целесообразно стену с окнами окрашивать в наиболее светлые тона, тогда простенки меньше контрастируют по яркости с окнами.

2. Когда в помещении присутствуют какие-либо объекты, стоит позаботиться о наилучшем их восприятии. Темные объекты лучше рассматриваются на светлом фоне, а светлые – на темном. При этом в производственных зданиях такой контраст между фоном и объектом определяется согласно общим и отраслевым санитарно-гигиеническим нормам. Как правило, для хроматического объекта цвет фона является контрастным к цвету объекта, однако может быть и ахроматическим к соответствующей яркости. Подобные вопросы решаются в зависимости от конкретного объекта.

3. В тех ситуациях, когда человеческому глазу нужно долго фиксировать какой-нибудь объект, стоит предоставить ему возможность отдыхать. Это может быть контрастирующее цветовое пятно. С этой целью зачастую используют специальные переносные экраны.

4. Стоит помнить о том, что полный ахроматизм не менее утомителен для глаза, чем чрезмерная пестрота или же насыщенность цвета. В соответствии с условиями физиологического комфорта, необходимо выбирать подходящее количество цвета в определенной ситуации. При этом нельзя забывать о том, что утомляющее действие цвета зависит в основном от насыщенности самого пятна и его угловых размеров. Эффект утомление может также вызвать и сильный контраст – как хроматический, так и яркостный.

5. К наилучшим, с физиологической точки зрения следует отнести цвета от желтого до голубого, то есть средневолновые. Каждый объект I класса, что касается основных поверхностей, можно запроектировать в средневолновой гамме. Коротковолновые и длинноволновые цвета будут более уместны в объектах II и III классов.